МАОУ ДОД «Эжвинская детская музыкальная школа» г. Сыктывкар
Лекция-концерт,
посвященная
Международному Дню поэзии
Сценарий, ведущий:
Место проведения: музей им. Н.М. Дьяконова
Дата: 24 марта 2012 г.
Время:14.00
Сыктывкар
А где-то в сумраке ночном
Поёт и плачет саксофон.Терзают душу звуки те,
Играет он "Осенний сон".
И звуки музыки летят,
Наполнив всё вокруг себя.И слышен шорох листьев в ней,
И поступь осени слышна.
Думаю, нет такого поэта, который не задумывался бы над тем, как звучат его стихи, а многие поэты не возражали бы против переложения своих поэтических произведений на музыку.
Мелодия стихотворения в сердце поэта всегда созвучна его настроению и переживаниям так же, как и мелодия музыки в сердце композитора. Выдающийся музыкант и дирижёр Леопольд Стокольский писал об этом так: «Музыкант должен быть поэтом, а поэт - музыкантом».Поэтому не случайно сегодня на у вас в гостях учащиеся Эжвинской детской музыкальной школы. Надеемся, мы украсим своим творчеством ваш праздник.
Виссарион Григорьевич Белинский, великий русский писатель, литературный критик, философ и публицист когда-то сказал: «Лирическую поэзию можно сравнить только с музыкой». Эти его слова подтверждают простую мысль: музыка – душа поэзии. Музыка проясняет и открывает ее, делает поэтическое слово более глубоким по смыслу и более легким по восприятию. Это единство музыки – поэзии связано с тем, что у настоящих поэтов огромную роль играет слуховое восприятие мира и его отражение в «звукообразах». В них сконцентрирована красота, гармония, музыкальность, а мелодия стиха, его звукопись - не простое чередование рифмующихся строк и сочетания звуков, но интонация, некий оттенок.
Сейчас перед вами выступит Песцова Валерия, ученица 1-го класса. Она исполнит пьесу «Размышление»,
которую написал выдающийся русский композитор и пианист Самуил Майкапар.
«В ней что-то чудотворное горит,
Она одна со мною говорит,
В исполнении ученицы 2-го класса Вокуевой Ангелины прозвучит пьеса под названием «Раздумье», композитор Николай Ган.
Музыку с поэзией роднит, прежде всего, то, что все искусства черпают своё вдохновениеи жизненные силы из одних и тех же источников. Что это за источники? Наверное, это подсознательная тяга человека к прекрасному в сочетании с пониманием величия природы и вниманием ко всему, что занимает воображение.
Исаак Яковлевич Беркович, «На опушке». Исполняет Фролова Юлия, ученица 2-го класса.
Стихи и звуки музыки – это звуки самой природы. Восемнадцатилетний Александр Блок, поэзия которого наполнена музыкой, эмоционально привел в одном из стихотворений свое понимание многообразной звуковой картины мира:
«В ночи, когда уснет тревога,
О, сколько музыки у бога!
На сцену приглашается ученица 2-го класса Цюпа Анна. Она исполнит джазовую пьесу «Госпел-блюз»
композитора М. Шмитца.
Анна Ахматова в 1961 году, будучи в больнице, услышала по радио, как поет великая Вишневская, написала следующее:
«Женский голос как ветер несется, Черным кажется, влажным, ночным,
И чего на лету ни коснется –
Заливает алмазным сияньем,
И загадочным одеяньем
И такая могучая сила
Зачарованный голос влечет,
Будто там впереди не могила,
А таинственный лестницы взлет».
Вероятно, поэзия, музыка и душа поэта связаны воедино, и такое единение может вдохновлять на создание интересных поэтических образов. Известно, что песня – самый доходчивый способ передать глубину поэзии.
Стихии музыку многое объединяет. Музыкальное понятие метра (размера), то есть равномерное чередование сильных и слабых долей времени в музыке, близко к значению того же слова в поэзии. Ударения в стихотворной речи располагаются в определённом порядке, в определённом сочетании, и это тоже называется метром или размером. Но самое важное объединительное начало – душа.Ф. Гойа, «Чувство». Исполняет преподаватель Эжвинской детской музыкальной школы Луговая Елена
Анатольевна.
Спасибо за внимание! До новых встреч!