Давайте играть гаммы!
Рихтер никогда не играл гаммы, в то время как Рахманинов использовал их в своей музыкальной практике на протяжении всей жизни. Нас воспитали на гаммах, и уже выработался рефлекс на повседневное их «употребление». Но не смотря на это, гаммы – очень многими нелюбимая вещь. Я решила провести опрос среди своих учеников и выяснить, чем им не нравятся гаммы. В основном, все ответы сводятся к одному – гаммы очень длинные, много видов и их скучно играть. Однако, те, кто продолжил свой музыкальный путь, показали другой результат. Сейчас, перейдя на другую ступень музыкального обучения, они изменили свое отношение к гаммам, полюбив их и найдя много интересного в их игре. В чем же причина такой перемены и как полюбить гамму еще в школе?
Даже ученик третьего класса скажет, в чем польза гамм – это развитие беглости пальцев и ровности игры, а я добавлю, что это также ознакомление с ладовой системой тональностей.
Чтобы достичь этих целей, нужно знать задачи, которые ставит гамма, и выполнить их на все 12 баллов.
1. Первое, в чем нужно разобраться – это строение гаммы. Мажорная гамма строится по схеме два тона – полутон – три тона – полутон. Минорная гамма – тон – полутон – два тона – полутон – два тона. При игре минора, также в работу берутся два его вида – гармонический и мелодический. Напомню, что в гармоническом повышается 7 ступень; в мелодическом вверх повышаются 6 и 7 ступени, вниз это повышение отменяется, то есть, звучит натуральный вид. Но не стоит каждый раз строить гамму по схеме. Здесь поможет слух. Подберите по слуху нужный минор или мажор. Ну, а если не выходит – уже тогда можно использовать схему.
2. Верная аппликатура – следующая неотъемная часть успешного исполнения гамм. Есть несколько принципов, которыми нужно руководствоваться при выборе аппликатуры:
Мажорные гаммы.
1. Гаммы от белых клавиш. Руки начинают играть крайними пальцами: левая 5-м, правая 1-м.
В левой руке после первого звука идет четырехпальцевая позиция (то есть, 4 пальца подряд) с 4 пальца руки, а затем оставшиеся гаммовые звуки доигрывает трехпальцевая позиция с 3 пальца. То есть, гамма играется двумя позициями – 4 пальца + 3 пальца. Исключение – Си-мажор. Здесь позиции меняются местами, так как ми после двух черных клавиш до-диез и ре-диез неудобно брать 2 пальцем, а первый вполне комфортен. Первое Си берется 4 пальцем.
В правой руке позиции идут наоборот: 3 + 4. Исключение – Фа-мажор. Из-за си-бемоля появляется невозможность взять здесь 1 палец, поэтому позиции меняются местами: 4 + 3.
2. Гаммы от черных клавиш. Здесь неудобно играть гамму теми же пальцами, что и от белых клавиш. Левая рука начинает 3-м, а правая 2-м пальцем. Исключение – в левой руке гамма Соль-бемоль мажор начинается 4 пальцем.
В левой руке позиционная формула 3 + 4. Исключение – Соль-бемоль мажор – 4 + 3.
В правой руке 3 + 4. Исключение – Ми-бемоль мажор – позиционная последовательность 4 + 3, которая начинается со второго звука гаммы; Си-бемоль мажор – последовательность 3 + 4, но начинается также со второго звука гаммы; Ля-бемоль мажор – та же последовательность, но начинается с третьего звука.
Минорные гаммы.
1. От белых клавиш. Так же, как и в мажорных гаммах. Исключения сохраняются.
2. От черных клавиш в левой руке позиционная последовательность 3 + 4. Исключения: ми-бемоль минор – последовательность 4 + 3 со второго звука гаммы; соль-диез минор – 3 + 4 с четвертого звука, при этом гамма начинается с 3 пальца. В правой руке – 3 + 4. Исключения: ми-бемоль минор – 4 + 3, начиная со второго звука; соль-диез минор – последовательность 3 + 4 , начиная с 3 звука; си-бемоль минор – 3 + 4, начиная со 2 звука.
Все это очень трудно читается, но легко делается.
Смена позиций происходит благодаря подкладыванию первого пальца. Это составляет трудность, так как неудачно подложенный первый палец «рвет» гамму на куски. Этот момент отрабатывается отдельно, и при хорошей шлифовке его в дальнейшей игре гамм он не мешает. Что же нужно делать, чтобы все шло гладко и ровно? В первую очередь, следите за самой рукой. Локоть и плечевая часть руки не должны выворачиваться в сторону подкладывания пальца, а лишь чуть-чуть отводиться. Первый палец заранее подводится к клавише, которую ему нужно взять. Рука играет ровно, предплечье рисует линию, которую направляет локоть. Есть также психологическая сторона этого момента. Себя нужно настроить на слышанье и координирование движений наперед. То есть, предвидеть, предусмотреть предслышать следующую ноту, способ ее извлечение, движение пальца и руки.
3. Третьим пунктом для успешного достижения выбранной нами цели я ставлю пульсацию с помощью акцентов по четыре звука. Это придает ровность и четкость игры, координирует работу правой и левой рук, облегчает охват гаммы (ведь легче сыграть отрезок из четырех звуков несколько раз подряд, чем сразу гамму в 4 октавы).
Чтобы гамма стала интересной и красочной, а не оставалась сугубо инструктивным упражнением, мы прибегаем к пятому условию – динамике. Ну, здесь все элементарно просто: вверх – крещендо, вниз – диминуэндо. Здесь нужно добавить также охватывающее движение руки. Выше я уже говорила о линии, которую рисует рука. Скорее, это даже стрела. Рука как бы отталкивается от первого звука, и «летит» к верхушке, а потом обратно. Это направленный вектор, попадающий в цель.
И на последок, перечислю виды гамм, которые нужно исполнять. Существует множество видов гамм, арпеджио и аккордов. Привожу здесь простейшие.
Мажор:
- прямой вид;
- расходящийся;
- терция;
- децима;
- секста;
- короткие арпеджио;
- ломанные арпеджио;
- длинные арпеджио;
- аккорды
- хроматическая гамма.
Минор:
- натуральный;
- гармонический;
- мелодический;
- короткие арпеджио;
- ломанные арпеджио;
- длинные арпеджио;
- аккорды
- хроматическая гамма.
«Зачем все это нужно – то, что его заставляют делать? Бегать как можно быстрее руками по клавишам, подвертывая большой палец… Гаммы, упражнения, сухие, монотонные, скучные до слез…» - писал Ромен Роллан. А ведь нужно, если Вы занялись музыкой.
Удачи!
Автор: Анна Мироненко
Источник: http://uroki-music.com